Организация обучения детей с ОВЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Инклюзивное образование -форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.
В 2023-2024 МБОУ СШ № 38 открылся «Ресурсный класс». В классе учатся 8 обучающихся с РАС. В соответствие с моделью, каждый обучающийся сопровождается тьютором, как во время индивидуальных и фронтальных занятий в ресурсном классе, так и на включении в регулярные классы. Созданы условия, необходимые для получения образования детьми с ОВЗ: условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы); специальных методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения. С данной категорией учащихся регулярно проводятся индивидуальные и коррекционно- развивающие логопедические, психокоррекционные занятия, осуществляет свою работу дефектолог, учитываются особенности психофозическоо развития и индивидуальные возможности обучающихся в соответствии с ФГОС ОВЗ. В процессе образовательной деятельности созданы условия психологического комфорта, без которых невозможно освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ департамента образования администрации города Липецка от 23.12.2020 №1448 «Об утверждении проекта системы образования города Липецка «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» на 2021-2023 гг.»
План мероприятий по обеспечению получения детьми с РАС инклюзивного образования.