Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ
Алгоритм действия образовательной организации при поступлении ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- Принять документы и убедиться в наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
- Организовать собеседование с родителями (законными представителями) по выявлению их мнения относительно предполагаемых условий.
- Определить дальнейший образовательный маршрут, согласно заключения ПМПК.
Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе обучается по адаптированной образовательной программе (АОП)
- Заявление от родителей (законных представителей) о зачислении или переводе на АОП.
- Приказ по образовательной организации о зачислении или переводе обучающегося на АОП.
- Составление индивидуального образовательного маршрута (адаптированных рабочих программ, КИМ, критерий оценивания).
- Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида (ИПРИ) (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
- Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.
Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе обучается по общеобразовательной программе, но нуждается в специальном сопровождении
Это те, кто:
- посещают логопункт;
- нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке;
- нуждаются в тьюторе.
- Заявление от родителей (законных представителей) о зачислении в образовательную организацию.
- Приказ о зачислении обучающегося с ОВЗ в образовательную организацию.
- Приказ о зачислении обучающегося с ОВЗ на занятия к специалистам (учителю-дефектологу, учителю логопеду, педагогу-психологу).
- Письменное согласие от родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося(диагностика, оказание коррекционно-развивающей помощи и пр. )
- Корректировка расписания.
Ребенок с ОВЗ обучается в специальном (коррекционном) классе
Специальный (коррекционный; класс для любой категории детей, кроме умственной отсталостиЗаявление от родителей (законных представителей) о переводе обучающегося
Составление и утверждение учебного плана.
Составление и утверждение АОП, рабочих программ на класс.
Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.
Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.
Специальный (коррекционный) класс для детей с умственной отсталостью
Заявление от родителей (законных представителей) о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) и в специальный класс.
Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении в специальный класс.
Составление и утверждение учебного плана.
Составление и утверждение АООП.
Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.
Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.
Специальный (коррекционный) класс для детей с умственной отсталостью
- Заявление от родителей (законных представителей) о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) и в специальный класс.
- Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении в специальный класс.
- Составление и утверждение учебного плана.
- Составление и утверждение АООП.
- Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.
- Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
- Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.
- Ребенок с ОВЗ обучается в специальной (коррекционной) образовательной организации
- Заявление от родителей (законных представителей) о переводе на обучение ребенка по АООП и зачислении в специальную (коррекционную) образовательную организацию
- Приказ по образовательной организации о переводе обучающегося на АООП и зачислении на обучение
- Составление и утверждение учебного плана
- Составление и утверждение АООП
- Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендации ПМПК, ПМПк.
6. Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРР1 (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
7. Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута.
Ребенок с ОВЗ на надомном обучении
Заявление от родителей (законных представителей) о переводе на АОП (АООП) и надомное обучение с предоставлением справки МСЭ.
Приказ по образовательной организации о переводе на АОП (АООП) и надомное обучение.
Составление и утверждение учебного плана.
Составление и утверждение АОП.
Составление расписания и маршрута сопровождения с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк.
Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств и пр.).
Обращение в консилиум образовательной организации и ПМПК при необходимости изменения образовательного маршрута (при АОП).
Ребенок с ОВЗ, нуждающийся в специальной индивидуальной программе развития (СИПР)
Заявление от родителей (законных представителей о переводе на СИПР.
Приказ по образовательной организации о переводе на СИПР.
Установление диагностического периода для первичного обследования обучающегося и разработки СИПР.
Организация материально-технических условий.
Выбор форм и методов обучения.
Организация присмотра и ухода.
Сотрудничество с родителями (законными представителями).