ГИА -обменник
Деятельность мозга и питание
Всегда, а во время экзамена особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.
Что происходит в мозгу?
Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.
Продукты, которые помогут вам перед экзаменом.
... улучшить память.
Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Морковь лучше усваивается с растительным маслом.
Ананас — любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56).
Авакадо — источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.
...сконцентрировать внимание
Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).
Лук репчатый - помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.
Орехи - особенно хороши, если вам предстоит умственный "марафон" (доклад, конференция, концерт). Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
...достичь творческого озарения
Инжир - освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший "корм" для журналистов и других творческих профессий.
Тмин обыкновенный - может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: 2 ч.л. измельченных семян на 1 ст. кипятка.
...успешно грызть гранит науки
Капуста - снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел "мандраж", съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
Лимон - освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С.
Черника — идеальный "промежуточный корм". Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
Гормоны "счастья" из продуктов.
На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие советы для тех, кто хочет поддержать хорошее настроение.
Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению "гормона счастья" — эндорфина.
Клубника - очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: "Вы счастливы".
Упражнения от волнения
Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.
• Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
• Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.
Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
• Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижмите орех к левой ладони и делайте круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2-3 минуты. То же проделайте 2-3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке.
• В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент.
Единый государственный экзамен (в помощь учащимся)
Единый государственный экзамен, как и любая другая форма проведения итоговой аттестации, зачастую является сильным источником тревоги и стрессов.
В данной ситуации появляется необходимость познакомиться с основными способами саморегуляции, самоконтроля в данной ситуации.
Во-первых, необходимо понять, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.
Чтобы нормализовать и даже улучшить свое физическое и психологическое состояние в период подготовки к экзаменам можно выполнять простое дыхательное упражнение, которое позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать функциональное состояние. На выполнение этого упражнения требуется 1-3 минуты.
Нужно сесть поудобнее и направить внимание внутрь собственного тела, пройти внутренним взором все участки от стоп ног до макушки головы, найти мышцы, которые напряжены и расслабить их. Далее собственное внимание необходимо перенести на область носоглотки и ощутить потоки воздуха, входящие в организм и покидающие его. После этого с выходящим воздухом выводить всё вредное и ненужное (тревоги, страхи), а с входящим воздухом – впускать все позитивное (силу, энергию). В конце упражнения необходимо полностью убрать негатив и наполниться позитивом.
Во-вторых, готовясь к экзамену, обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Если мы будем настроены на провал, то, как правило, это и произойдет.
Стоит научиться не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо дать себе установку нарисовать картину уверенного, четкого ответа, успешного выполнения экзаменов. В этом может помочь психологическая техника «Созидающая визуализация».
В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена.
Визуализацию лучше всего делать дома, в спокойной обстановке и в расслабленном состоянии.
Вначале нужно вспомнить любой случай из собственной жизни, связанный с успехом. При хорошем погружении в это воспоминание появится соответствующее эмоциональное состояние, необходимо прочувствовать его в теле, понаблюдать, как оно проявляется.
Далее, удерживая это состояние, необходимо представить ситуацию сдачи экзамена. Причём нужно максимально точно создать в воображении картину аудитории и место собственного расположения в ней. Необходимо мысленно раскрасить аудиторию в те цвета, которые вызывают оптимистический настрой.
Далее, в зависимости от экзамена, в воображении создаются картины собственного уверенного устного ответа, а если это письменный экзамен, то он пишется легко, мысли появляются быстро.
Закончить визуализацию нужно «хэппи эндом».
Необходимо создать в воображении картину, что в конце ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.
Помните, что данное упражнение направлено на снятие высокого уровня тревоги перед экзаменом. Учить предметы всё равно придётся.
В завершении нужно сказать, что к стрессу часто приводят стремления соответствовать кому-либо.
Никогда не сравнивайте себя ни с кем, будь то родители, родственники или друзья. Это контрпродуктивно, потому что вы – это вы, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера. Может быть вы иногда и расстраиваете своих родителей, но, как правило, родители бывают довольны, если видят, что вы сделали все, что было в ваших силах. Не взваливайте на себя непосильную кладь – делайте то, что вы можете!